Адаптация на новом месте – шаг за шагом

Найти работу – это только первый шаг на пути к карьере

Поздравляем вы приняты!» - это слова, которые ожидает услышать тот, кто ищет работу. Сегодня ваш первый день работы и вам предстоит ответить на ряд вопросов:

  •  С чего начать, чтобы этот день не оказался последним?
  • Как проявить себя на новом месте, как не попасть в неловкие ситуации?
  • Как влиться в коллектив?
  • Каких результатов ожидают от меня в период испытательного срока, через полгода, год работы?

 

Что влияет на адаптацию

Адаптация – это процесс привыкания новых работников к условиям труда и новым функциональным обязанностям. Каждый человек, студент или опытный работник, испытывает стресс при смене работы. На быструю и успешную адаптацию влияют различные факторы: насколько в компании отлажен этот процесс, готовы ли сторожили делиться информацией с новичком, степень сплоченности внутри коллектива, размер организации, должность на которую вас взяли, ваша мотивация и личные качества. По уровню стресса выход на новое место работы сравним по баллам с тяжелыми жизненными ситуациями. Многие и не догадываются, что в этот период вы нуждаетесь в поддержке и участии. А от вас будут ожидать, что вы с первого дня начнете максимально эффективно работать и приносить пользу компании. Так как же оправдать свои ожидания и не разочаровать работодателя. Этот период может сопровождаться усталостью, раздражительностью, апатией. Девиз этого этапа «Концентрация и ответственность».

Виды адаптации

Существуют следующие виды адаптации: социальная адаптация - знакомство с компанией, корпоративной культурой, принятие норм поведения; организационная  – понимание механизмов взаимодействия внутри компании, структуры и иерархии компании, принципов субординации; производственная –  привыкание к новой технике, программному обеспечению, изучение производственных процессов и алгоритмов; профессиональная – применение своих знаний и навыков на практике, приобретение новых компетенций, оценка перспектив; психологическая – выстраивание взаимоотношений с руководством и коллегами; физиологическая – привыкания к новым условиям труда на рабочем месте, графику, режиму работы; и наконец, экономическая адаптация – приспособление к системе оплаты труда, принятой в компании.

Подготовительный этап

Подготовьте все необходимые документы для оформления, если вам предоставили список документов для оформления, внимательно прочитайте его, возможно, на подготовку некоторых документов вам потребуется время (например, справка об отсутствии судимости, прохождение медосмотров), уточните сроки оформления данных документов, согласуйте дату выхода с учетом данных моментов.

Продумайте одежду - для первого рабочего дня, лучше выбирать нейтральную одежду в деловом стиле, присмотритесь в чем ходят коллеги в течение недели, потом сможете скорректировать свой стиль одежды. Одежда должна быть опрятной и чистой, старайтесь менять одежду каждый день и помните про обувь. В зимнее и осеннее время возьмите с собой сменную обувь. Лучше всего, если вы уточните в отделе кадров, какой стиль одежды наиболее приемлем. В любом случае, не нужно шокировать коллег вызывающей одеждой в свой первый рабочий день.

Настройтесь на положительную волну, послушайте утром любимую музыку. Не спеша соберитесь. Прихватите из дома любимую вещь (еженедельник, ручку), возьмите с собой веселую кружку. Это поможет вам снизить стресс в первый рабочий день.

Приезжайте в офис за 10 минут до начала рабочего дня. Конечно, нельзя опоздать в свой первый рабочий день, впрочем, как и в последующие дни, но, если все же это случилось, обязательно предупредите. Настройтесь на продуктивный и хороший день.

Первый рабочий день

В первый рабочий день будет много организационных моментов. Как правило, вас встретит сотрудник отдела кадров, в небольших компаниях – руководитель отдела. В этот день вас ждет оформление на работу, знакомство с локальными нормативными документами, должностной инструкцией. Вас проведут к вашему рабочему месту, создадут логины и пароли для пользования корпоративными ресурсами и оформят пропуск. После вам устроят небольшую экскурсию по офису и познакомят с коллегами по работе. Уточните в отделе кадров корпоративные правила: график работы, время перерыва на обед и как принято в офисе обедать (разрешается ли приносить еду с собой, есть ли общая кухня, можно ли пить кофе или чай на рабочем месте и т.д.). Осмотритесь и привыкнете к рабочему месту, если не хватает канцелярских принадлежностей, попросите заказать. С собой обязательно возьмите ручку и блокнот. Уточните по каким вопросам и к кому можно обращаться за помощью. Если в компании есть человек, который отвечает за адаптацию, советуем, не терять его из виду. В некоторых компаниях процедура адаптации формализована и прописана. Вам могут выдать так называемую «дорожную карту», где будут прописаны инструктажи со сроками, в каких отделах и кто за это отвечает. Проявляйте активность, инициируйте, прохождение инструктажей, как только подходит срок знакомства с работой того или иного отдела. Не лишним будет узнать, как отмечают дни рождения сотрудников в компании.

Негласные правила

Знакомьтесь с коллегами, заявляйте о себе, расскажите в уместной форме о ваших достижениях, где учились, чем занимались. Будьте открытыми, улыбайтесь при встрече с новыми коллегами, здоровайтесь со всеми, кого будете видеть в офисе. Познакомиться с коллегами – это не просто назвать свое имя. Вы должны сказать кем вы будете работать в каком отделе, каким проектом будете заниматься (если у вас уже будет четкое представление об этом). Если вы пришли в отдел, с которым будете взаимодействовать в процессе работы, уточните, что от вас ожидают, как будет проходить процесс обмена информацией. Как правило, это будут достаточно простые истины, если вы будете придерживаться данных правил – вас уже будут воспринимать как профессионала. Это может быть вовремя предоставленная информация, правильно заполненный документ. Будьте ответственны даже в мелочах, особенно в самом начале работы. Не нужно пренебрегать пожеланиями коллег. Если вы в чем-то сомневаетесь по процессу взаимодействия с сотрудниками других отделов, обязательно уточните у своего непосредственного руководителя.

Будьте, вежливы и доброжелательны. Взаимодействуйте со всеми сотрудниками, не позволяйте себя втягивать в конфликт, не принимайте не чьей стороны и не высказывайте критические замечания по работе коллег или компании в целом. По мере возможности подключайтесь к беседам. Участвуйте в совместных корпоративных мероприятиях, по крайней мере, прейдите на мероприятие, вы увидите ваших коллег в неформальной обстановке, сможете быстрее познакомиться со всеми и лучше понять корпоративную культуру.

Внимательно слушайте и наблюдайте. Не понятно - спрашивайте! Запишите вопросы, которые у вас накопились и задайте их в конце рабочего дня. В течение первых недель вы можете задавать абсолютно любые вопросы, если в чем-то сомневаетесь - спрашивайте. Сейчас вам простят даже самые «глупые» вопросы на ваш взгляд. Просите помощи и совета, и поверьте, вам охотно помогут.

Проявляйте инициативу. При обсуждении проблем, можете предлагать варианты решения, конечно, если в компании это приветствуется. Записывайте все, что вам говорят. Демонстрируйте свою деловую активность.

Выясняем задачи и должностные обязанности

Теперь вам предстоит общение с непосредственным руководителям и/или руководителем отдела. Выясняйте какие задачи стоят перед вами на ближайшую неделю, месяц, на весь период испытательного срока. К каким результатам вы должны прийти, что нужно успеть сделать за этот период. Задачи должны быть конкретными, а результат осязаемым. Вы должны с вашим руководителем обсудить план на ближайшее время (1-2 недели), договоритесь в каком формате вы будете направлять информацию, какие предусмотрены отчеты в компании и в какие сроки их необходимо предоставлять. Обязательно систематизируйте информацию. Разбивайте крупные задачи на более мелкие.

Чтобы понять свои должностные обязанности - вам недостаточно прочитать должностную инструкцию. Нужно подробно разобрать каждый пункт с вашим руководителем. Очень часто у новичков возникает вопрос, что делать сначала, за что хвататься, уточните у руководителя, по приоритетам выполнения тех или иных задач. Постарайтесь выяснить специфику работы компании, понять какие есть узкие места, на что стоит больше обращать внимание, чтобы не получилось, как в пословице «В лесу был, а дров не видел». Узнайте, будет ли у вас наставник. Наставник заинтересован, чтобы вы показывали хорошие результаты, этот человек поможет вам в освоении необходимых практических знаний для выполнения конкретной работы. Люди стремятся быть нужными как дома, так и на работе.

Неформальные правила поведения

Если вы более или менее разобрались в специфике работы, понимаете ваши приоритетные задачи, понимаете с кем взаимодействовать и по каким вопросам, вам еще предстоит разобраться в неформальных правилах общения.

Для этого вам нужно внимательно слушать и наблюдать, особенно в неформальной обстановке. Понять кто является неформальным лидером, чьи поручения выполняются в первую очередь. После того как вы поняли и приняли нормы и правила взаимодействия в коллективе, вам нужно приспособиться к ним, вписать свои потребности и взгляды, при этом не нарушить существующие традиции и относится к ним нужно с уважением. Есть пословица и на этот случай «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Период адаптации должен пройти для вас быстро, гладко и интересно, а для этого необходимо тренировать свою адаптивную гибкость.

Учимся развивать:

Когнитивную гибкость – будьте любопытны, примите различия, учитесь понимать, старайтесь узнавать новое, держите глаза открытыми.

Эмоциональную гибкость - стремитесь к обратной связи, ищите поддержку, действуйте решительно, прилагайте усилия, слушайте, сотрудничайте, будьте оптимистичны. Всегда полезнее не договорить, чем не дослушать.

Личностную гибкость – будьте искренними, принимайте перемены, расширяйте круг связей, погружайтесь в новую среду.

Возможные ошибки

Чтобы на новом рабочем месте было все благополучно, постарайтесь избегать следующих ошибок:

  • Нельзя нарушать установленные правила. Не нужно искать слабые места с первого дня работы, ведь компания функционировала и без вас, и вероятнее всего, даже очень успешно. Лучше сконцентрируйтесь на своих задачах.
  • Нельзя быть излишне самоуверенным, недопустимо комментировать решения и действия руководителя.
  • Не сравнивайте свою нынешнюю работу с предыдущей, особенно, если это сравнение не в пользу первой.
  • Не спешите делать выводы, лучше все взвешивайте.
  • Не зацикливайтесь на своих ошибках, относитесь к ним, как к опыту.

Как ускорить адаптацию

Адаптация – это не процесс обучения, а погружение в новую среду. Людям даны не только слух и зрение, но и внимательность и умение слушать. Активизируйтесь на продуктивную работу. Не нужно бояться сделать ошибки, анализируйте, исправляйте и постарайтесь не наступать дважды на одни и те же грабли. Не нужно стремиться понравится всем и сразу. Ведите себя уверенно, с чувством собственного достоинства. Будьте корректны и уважительно относитесь ко всем своим коллегам.

Сбор обратной связи

Ближе к концу испытательного срока, примерно за 2 недели, от вас захотят получить обратную связь, оценить ваше настроение, насколько ваши ожидания оправдались, все ли вас устраивает в работе, чтобы вы захотели улучшить, какие перспективы видите для себя. Не пренебрегайте данным этапом. Подготовьте для себя небольшой отчет, что вы успели сделать и каких результатов достичь. Напишите какие у вас возникли трудности и препятствия. Руководитель может перечислить свои пожелания к вашей будущей работе. Будьте лояльны к компании, настраиваетесь на конструктивный диалог. И на этом этапе обмена впечатлениями принимается решение о дальнейшем сотрудничестве.

Обобщение

Устроится на работу – это только начало вашего пути. Вам нужно становиться профессионалом, сделать карьеру, поэтому постоянно совершенствуйтесь, развивайтесь – и это оценят. Сохраняйте положительный настрой, тренируйте эмоциональный интеллект, будьте уравновешенными. Не забывайте себя хвалить, даже за маленькие победы.

И помните, что первый человек, на которого вам стоит рассчитывать – это вы сами!

 

Рекомендуемые книги и статьи по теме:

  1. Вин Венгер, Ричард Поу «Неужели я гений?»
  2. П. Малуев «Хочу хорошую работу или как выжить в коллективе».
  3. Н. Шабрукова «Как вести себя на новой работе: 7 частых ошибок в первый день».
  4. К. Медведев «Первый рабочий день: инструкция по выживанию - 4 совета, как с комфортом выйти на новую работу». 
  5. Стивен Р.Кови «7 навыков высокоэффективных людей».

Теги:

Оставить комментарий